Алтайский шаманизм не представлял собой какой-либо мировой религии. Он был скорее религией региональной, характерной в древнетюркское время для ряда народов Центральной Азии. Преимущественно кочевой религией, приспособленной к их образу жизни, сросшейся с его условиями. Более того, сознательно сохраняемой и оберегаемой военно-аристократической верхушкой.
Убедиться в этом нетрудно, если вспомнить известное высказывание знаменитого древнетюркского полководца Тоньюкука1. Когда он узнал о намерении кагана Taпo2 внедрить к древним тюркам буддизм и строить буддийские храмы, то сказал кагану: «Буддизм и даосизм несут людям представления o доброте и слабости, а эти черты будут тормозить ведение войн и завоеваний, a постройка храмов будет разрушать старый древнетюркский обычай «быть ничем не связанным». В противном случае Танская династия уничтожила бы нас».
Высказывание Тоньюкука, документально подтверждая наличие у Древних тюрок их собственной религии, свидетельствует еще о понимании её идеологической роли в общественно-политической жизни правящей верхушкой, которая сознательно заботилась о сохранении этой религии, разумеется, в своих интересах. Понимала древнетюркская кочевническая аристократия и связь религиозной идеологии с экономической жизнью, экономическими причинами.
Мы не знаем, как называли свою религию древние тюрки. Слова «шаманизм» в их языке нe было, как не было слова «шаман». K служителю культа у них относилось слово «кам», которым и до наших дней именуется шаман у алтае-саянских народов. Древнетюркские камы при совершении ритуальных обрядов использовали бубен. У алтае-саянских шаманов бубен, как увидим, являлся главным ритуальным инструментом при молениях - камланиях и назывался Тунгур.
Таким образом, название «шаманизм» для религии древних тюрок дано исследователями по сложившимся о нём представлениям. в общей форме и под влиянием роли служителя культа, известного в литературе как шаман.
Шаман во время камлания. Ойратская авт.обл. Алтайцы. Собиратель М.П. Грязнов 1930-е гг. Фотоархив РЭМ.
(1)Тоньюкук (646–724 гг.) — политический и военный деятель Второго тюркского каганата из знатного тюркского рода Ашидэ. Один из создателей и государственный деятель Второго (Восточного) Тюркского каганата. Воспитывался в Китае. Примкнул к антикитайскому восстанию тюрок (679–681). Стал главным советником трёх первых владык их нового каганата. Участник (в том числе полководец) ряда победоносных войн. Один из создателей государственной идеи опоры на тюркские традиции, отвергая китайские влияния. Деятельность Тоньюкука известна по китайской хронике «Тан-шу» и надписям на двух стелах из мемориала Тоньюкука, одного из опорных памятников для изучения древнетюркской культуры, письменности, истории.
(2) Из китайских летописей известно, что тюркский каган Тапо, правящий с 577 г. по 580 г., специально давал указания переводить буддийские сутры и распространять их среди шаманистов. Была создана особая служба, которая занималась изучением и модернизацией шаманских традиций в свете буддизма.
Интересно, что один из очень немногих сохранившихся письменных памятников шаманской культуры — «Ирк Битик» («Книга Предсказаний») — был написан для буддийских миссионеров, которые ходили в народ проповедовать свое учение.
Доподлинно известно, что к подобной адаптации прибегали и христиане, и мусульмане. Более того, в некоторых местностях до сих пор сохранились древнейшие культурные традиции только потому, что когда-то христиане и мусульмане дали шаманизму другую смысловую нагрузку. Примеров можно найти очень много. До сих пор в отдаленных регионах Восточного Туркестана и Киргизии чтение мусульманских молитв перемежается с шаманскими заклинательными формулами.
А.П. Потапов «Алтайский шаманизм»