Федеральная автомобильная дорога Р256 «Чуйский тракт» (до 1 января 2018 года также применялся номер М52) – автомобильная дорога федерального значения Новосибирск – Бийск – Горно-Алтайск – государственная граница с Монголией. Проходит по территории Новосибирской области, Алтайского края и Республики Алтай. Трасса является частью азиатского маршрута AH4 Новосибирск – Бийск – Ярантай (Монголия) – Урумчи – Исламабад – Карачи.
Общая протяжённость автодороги складывается из основного участка, имеющего отметку южного окончания на границе с Монголией 962,990 км, и ряда дополнительных участков (подъезд к Барнаулу – 11,390 км; обход Бийска – 19,941 км; подъезд к Горно-Алтайску – 4,381 км; подъезд в урочище Урсул к известной даче 20,5 км; подъезд к Телецкому озеру 140,260 км). Исторический Чуйский тракт является частью современной дороги от Бийска до границы с Монголией протяжённостью около 630 км.
Его история уходит в давние времена года, а в Бийске есть целый музей в его честь. Это здание – памятник архитектуры, построено в 1911 году, а в начале XX века это был жилой купеческий дом.
В залах музея можно увидеть множество археологических находок, которые свидетельствуют о значимости Чуйского тракта. Среди них кости животных и полотна с наскальными рисунками. Эти артефакты не случайно оказались здесь, ведь Чуйский тракт был одним из древнейших путей Евразии уже в третьем тысячелетии до нашей эры.
По китайским источникам, Чуйский тракт был частью торгового пути, ведущего из Китая через алтайские горы в Среднюю Азию. Он также был одним из северных ответвлений Великого шелкового пути. Именно поэтому археологи находили здесь предметы, связанные с торговлей, такие как шелковые ткани и бронзовые зеркала.
Территория, на которой сейчас пролегает Чуйский тракт, всегда была местом древних троп, связывающих Сибирь и Центральную Азию. Караванные пути были проложены по долинам реки Катуни и Чуи.
Именно в окрестностях современного Бийска были сделаны находки, свидетельствующие о пересечении караванных путей здесь. С давних времен было известно, что древний путь на месте слияния реки Бии и Катуни "ведет в китайское царство". В долине реки Чуи шла основная торговля, и купцов, которые отправлялись туда для торговли, называли "чуйцами". Именно гидроним "Чуя" дал название этой дороге.
Технический прогресс
До 1903 года тракт был вьючной тропой, проходящей по долинам рек. По ней перевозили сахар и ткани на лошадях и верблюдах в Курайскую и Чуйскую степи, где кочевали казахи, монголы, а на границе стояли китайские войска. Им можно было продать свои товары, взамен приобрести верблюжью шерсть или пряности.
Однако этот способ заработка не был безопасным: торговцам препятствовали скальные выходы, которые нельзя было обойти, бомы (узкие места между рекой и горой). Именно поэтому купцы неоднократно просили об исправлении Чуйской вьючной тропы.
Услышали только в 1901 году — дорогу начали строить под колесный путь, чтобы на всем протяжении можно было проехать с повозками. Кстати, колеса от настоящих китайских повозок, которые колесили тогда по этим тропам, можно увидеть в музее Чуйского тракта.
Строительство доверили горному инженеру Иосифу Билю: ему выделили значительную сумму на то, чтобы взорвать сложные горные участки и установить подпорки в опасных местах. К 1903 году по тропе смогли пойти повозки с грузами. Однако дорога скоро вновь пришла в негодность.
Тем временем конкуренция в торговле со стороны Китая на границе с Монголией только росла, и пришлось предпринимать попытку вновь возвращаться к планам обустройства дороги — уже на более высоком уровне. Для этого дорожный инженер Вячеслав Шишков возглавил экспедицию на Алтай.
Советско-монгольский стимул
Дружба между странами и, как следствие, перспектива наращивания торговых отношений, вернули представителей власти к вопросу о необходимости обустройства дороги
Есть документы, свидетельствующие о принятии 6 декабря 1922 года решения о строительстве дороги и присвоении ей статуса государственной. Его очень ждали в Сибири и рассчитывали на финансирование.
Работы на некоторых участках начинали и забрасывали из-за сложностей строительства в горной местности, но в 1925 году по дороге уже смогла пройти первая автоколонна — с шерстью. По-настоящему масштабные работы здесь начались только в 1934 году.
Строили дорогу вольнонаемные и заключенные лагерей — об этом свидетельствуют землянки, врытые в берег Катуни.
" stroked="f">
В архивных документах конца 1925 года изредка начинает встречаться слово "ремонтер". Так называли людей, ремонтирующих Чуйский тракт. Они жили в домах, расположенных вдоль дороги. Удивительно, но ремонтерами были в основном женщины. Совковой лопатой они подсыпали ямы, долбили лед на участках тракта. Женщины пришли на эту дорогу и в качестве шоферов.
"Есть по Чуйскому тракту дорога, много ездило там шоферов…"
У героев известной песне на стихи писателя Михаила Михеева, шофере Кольке Снигиреве, влюбленного в свою коллегу Раю, были реальные прототипы, об условиях работы которых песни не слагали. Первые девушки-шофёры работали на предприятии, перевозившем грузы до Монголии.
В те годы профессия шофера была очень престижной, но на Чуйском тракте это было крайне тяжело. Профессия была редкой, и ее популярность продиктована волной комсомольского энтузиазма. Девушкам было очень тяжело — все-таки автомобили были массивные, тормоза плохо управляемые, кабины не отапливались. В музее Бийска можно увидеть шоферские костюмы советских времен, подлинные фотографии с автопробегов, на которых шоферы стоят в теплых шубах — так они спасались от холода в кабинах машин. Уникальный экспонат — сапоги шофера, сделанные из автомобильных камер.
В музее можно увидеть не только множество экспонатов, связанных с историей появления тропы, переросшей в крупнейшую международную артерию, но и ландшафтные макеты исторического Чуйского тракта. Какие-то макеты привезли в музей из дорожно-строительного управления, другие передают местные жители, самостоятельно конструирующие модели любимой дороги.
Всеобщую любовь в Чуйскому тракту объясняют уникальностью его природных ландшафтов — путешественники по всей его протяженности попадают в разные природные зоны. Дорога, ранее бравшая начало из Бийска, а теперь из Новосибирска, начинается березовыми колками, лесостепью, переходит в сосновые леса, кедровники и временами даже субальпийские луга.
С Курайской котловины путнику открываются Северо-Чуйские белки — высокогорные хребты, покрытые снегом. На отдельных участках с тракта видны водопады. Эти виды захватывают дух и дарят эстетический восторг даже самым искушенным путникам.
За свою огромную, исчисляемую караванами и верстовыми столбами историю Чуйский тракт изменился до неузнаваемости — его протяженность выросла с 600 до более чем 1000 км, нулевой километр перенесли из Бийска в Новосибирск, и сейчас о нем напоминает лишь символический знак перед музеем, а сам Бийск из-за строительства обхода больше не является частью тракта. Теперь это современная дорога, в которую ежегодно вкладывают миллиарды. Она по-прежнему востребована и интенсивно загружена — в сутки здесь проезжает до 43 тыс. автомобилей.
По материалам tass.ru