КАРО
Туроператор
по Алтаю
Сертифицированный туроператор
по Горному Алтаю
Федеральный РТО 022754

КАРО

Адрес:
Ая, Алтайский край
Главная\Про Алтай\Сопровождалось ли становление шаманского дара нервно-психическими заболеваниями?

Сопровождалось ли становление шаманского дара нервно-психическими заболеваниями?

Некоторые исследователи называли Шаманизм религией, "созданной подбором людей, наиболее нервно неустойчивых". На таких же позициях стоял Д.К. Зеленин, который появление шаманов связывал с нервнобольными людьми. Мнение об особом нервно-психическом складе шаманов, как
личности, получило широкое распространение среди авторов, пишущих о них.

Этому способствовали, конечно, полевые материалы многих этнографов, записавших рассказы местного населения о становлении шаманов, о получении ими шаманского дара сопровождаемом нервно-психическими заболеваниями. Крайним проявлением чрезмерного значения, придаваемого биологическому элементу в шаманизе, был выход в свет работы o культе сумасшествия в шаманизме. Однако наряду с этим имеются издания, убедительно опровергающие на конкретном материале тезис о психической ненормальности шаманов. 

Этнограф Леонид Потапов писал, что ему нередко приходилось слышать o болезненных припадках избранников духов-предков до того, как они становились камами и начинали готовиться к своей деятельности при помощи «наступаюших» на них тöс’ей, но встречать таковых, не приходилось.

Камлающие же шаманы, с которыми ему довелось встречаться и работать, впечатления ненормальных не производили. Напротив, с ними можно было спокойно обсуждать многие возникавшие у меня вопросы. Но, что еще важнее, своего рода догмы и каноны, выявленные исследователем, a также пути-дороги камов, по которым они совершали «путешествия» в различные сферы Вселенной во время камлания божествам и духам, отличаются устойчивостью и логикой.

Устойчивыми и каноническими были их бубны и облачения, различия ритуальная символика и лексика.
Все это никак не вяжется с характеристикой камов как психически больных людей.

shaman_altaj2-1.jpg

Г.И. Чорос-Гуркин. Тувинский шаман. 1923 г.

Дмитрий Константинович Зеленин (1878-1954 гг.) – русский и советский этнограф, диалектолог и фольклорист.
Научная работа "Культ сумасшествия в урало-алтайском шаманизме". Якутский этнограф Г. В. Ксенофонтов.
Потапов Леонид Павлович (1905–2000) – этнограф, исследователь языка и культуры алтайцев, тувинцев, шорцев.
Тöс – духи высшего разряда в шаманской мифологии алтайцев.

Название
каро

 

Туроператор на Алтае
Федеральный РТО 022754

 

Познай все грани Алтая!
Ая, Алтайский край