Калбак-Таш, также известное как Ялбак-таш, представляет собой древнее святилище, расположенное в Онгудайском районе. Этот археологический комплекс является значимым примером древнего наскального искусства в Центральной Азии.
Святилище Калбак-Таш существовало в одно время с росписями древних гробниц Ура в Месопотамии и пирамидами в Гизе - одним из семи чудес света. Оно также представляет собой уникальный исторический источник о древних культурах Центральной Азии и Средиземноморья.
Комплекс Калбак-Таш состоит из двух частей - Калбак-Таш I и Калбак-Таш II. Эти памятники являются единственными на Алтае, где можно найти наскальные композиции на небольшом, но очень насыщенном рисунками участке.
На пологом скальном холме, над Чуйским трактом, можно увидеть сотни древних петроглифов, составляющих до пяти тысяч индивидуальных рисунков. Также здесь были обнаружены 31 строчка древнего тюркского рунического письма на трех скальных плоскостях, а также алтарь для проведения жертвоприношений.
Это великолепное святилище является свидетельством богатой истории и культуры тех времен. Калбак-Таш I и Калбак-Таш II становятся все более популярными среди туристов и исследователей, которые приезжают сюда, чтобы восхититься этими древними историческими памятниками и раскрыть их тайны. Калбак-Таш представляет собой окно в далекое прошлое, которое помогает нам лучше понять историю и культуру наших предков.
Топонимика
Буквальный перевод с алтайского Калбак-Таш (Кал-Бакташ, Колбакташ, Халбак-Таш) — плоский, расширенный, висячий камень, сопка. Также переводят его как плоские камни, ложка-камень, нависающий камень, широкий, ровный камень или скала.
Следует отметить, что название, которое сейчас используется для обозначения наиболее известного туристам святилища Калбак-Таш (Калбак-Таш I), ошибочно приписано ему Окладниковой Еленой Алексеевной в 1981 году. Но ошибку закрепили в археологической и научно-популярной литературе В.М. Наделяев в 1981 г. и Кубарев Владимир Дмитриевич в 1986 г.
Святилище следовало бы называть Ялбак-Таш, именем, под которым оно и было известно в прошлом, что было выяснено позднее В.Д. Кубаревым.
Дело в том, что бом Калбак-Таш находится недалеко от слияния Чуи и Катуни на 10 километров ниже по Чуе от бома Ялбак-Таш. Но, чтобы не создавать путаницы в головах исследователей, ошибку не стали исправлять, а приняли название в официальный обиход. Кроме того, перевод с алтайского и монгольского у них один.
Интересно замечание Е.А. Окладниковой при исследовании святилища: «Округлость верхней части горы, как объяснили наши спутники способствовала происхождению местного названия памятника — Калбак-Таш, буквально — ложка-камень. Интриговало и совпадение в названиях — Йялбак-Тос и Калбак-Таш.
Йялбак-Тос был старинным хакасским онгоном — предметом культа типа иконы и использовался для лечения грудных болезней. Калбак-Таш — это гора.
Известный советский этнограф Е. Г. Кагаров, специально изучавший мотив шаманского дерева в искусстве народов Сибири, пришел к выводу, что изображения деревьев, растущих корнями вверх,— одна из самых архаических иконографии сюжета. Мировое дерево на культовом знаке Йялбак-Тос изображено таким образом».
История
Если говорить про бом Калбак-Таш, то первое упоминание о нём в 1865 г. сделал Радлов Василий Васильевич. Но древняя торная тропа пролегала выше скал с петроглифами, что не позволило путешественнику с ними познакомиться.
Краткое сообщение о двух местонахождениях наскальных изображений в устье р. Чуи, известных сегодня под названием Калбак-Таш I и Калбак-Таш II (Чуй-Оозы), можно найти в трудах Потанина Григория Николаевича.
Однако, судя по первой небольшой статье «Писаницы Алтая» П.П. Хороших, опубликованной в 1949 году, памятник Калбак-Таш все-таки был открыт в 1912 году бийчанином Д. И. Кузнецовым. Петроглифы были очень точно зарисованы им и известным алтайским художником Гуркиным Григорием Ивановичем рядом с тропой, проходившей вдоль южной части скального массива Калбак-Таша. Это можно считать началом изучения петроглифов Алтая.
Надо заметить, что П.П. Хороших на Калбак-Таше не бывал, и поместил его выше по течению р. Чуи, между селами Иодро и Чибитом.
Рисунки, сделанные в 1912 году Д.И. Кузнецовым, хорошо сохранились до наших дней. Именно благодаря им В.Д. Кубареву удалось определить их действительное местонахождение.
Весной 1979 г. святилище было вновь «открыто» сотрудниками института истории, филологии и философии СО АН СССР Е.А. Окладниковой и П.П. Лабецким. Местонахождение петроглифов им указал известный алтайский сказитель А.Г. Калкин.
В 1980-1981 годах исследователи скопировали большое количество петроглифов Калбак-Таша. Открытая Е.А. Окладниковой одна древнетюркская надпись оказалась первой из 12 рун, обнаруженных при обследовании Калбак-Таша В.М. Наделяевым. Этот исследователь - лингвист и тюрколог внес значительный вклад в изучение древнетюркской эпиграфики Алтая и, в частности в изучение надписей Калбак-Таша. Его перевод надписей Калбак-Таша далеко не исчерпал всех возможностей этого уникального памятника.
В 1984 году и на протяжении последующих лет В.Д. Кубаревым и его коллегами были начаты планомерные исследования Калбак-Таш I и II, но в публикации они появляются по Франции только в 1996 году, в рамках международного издательского проекта «Корпус петроглифов Центральной Азии».
В 1987 г. при сплошных съемках наскальных рисунков найдено 8 строк древнетюркской письменности.
Отметим, что В. Д. Кубарев был не согласен с выводами Е.А. Окладниковой об уничтожении большой части калбакташских петроглифов при строительстве тракта. При тщательном осмотре каменных блоков, оторванных взрывами, были выявлены всего один целый рисунок и небольшой фрагмент второго.
В 1991 году на 721 км Чуйского тракта открыт могильник пазырыкской культуры Алтая. Он насчитывал три каменных насыпи на второй надпойменной террасе правого берега Чуи. Курганы исследованы Восточно-Алтайским отрядом Института археологии и этнографии СО РАН (г. Новосибирск)
В 1992 году обобщенные данные по результатам многолетних изысканий Калбак-Таша публикуются в совместной монографии В. Д. Кубарева и Е.П. Маточкина.
В 1994, 2001 и в 2003 гг. изучением рунических текстов Калбак-Таша занимался И.Л. Кызласов (2002).
В 2011 году В. Д. Кубаревым на святилище Калбак-Таш-I открыта значительная серия тюркских рунических надписей.
В разные годы на Калбак-Таше работали М.Д. Брилиант и руководитель археологического кружка Ленинградского Дома детского творчества Н.А. Алексеева.
В течение нескольких полевых сезонов проводили исследования профессор Я.А. Шер, французский исследователь доктор А.-П. Франкфор, американский профессор искусствоведения Э.Якобсон, профессиональный фотограф Г. Тепфер, польский ученый А. Розвадовски, японские и корейские археологи Т. Масумото, К. Оцука, Т. Осава, Кан Ин Ук, Им Се Гвон, Сонг Хва Соб, Со Гилсу, Со Джинсу и мн. другие иностранные ученые.