Памятник Джону Леннону — мраморная скульптура выдающемуся английскому музыканту работы Войчишина Владимира Иосифовича, расположенная в Алтайском крае на территории ОЭЗ «Бирюзовая Катунь».
Туристское значение
Это единственный в мире памятник Джону Леннону, выполненный в мраморе (в Ливерпуле, в аэропорту он бронзовый). В связи с установкой скульптуры на этой территории, здесь ежегодно начали проводить рок-фестиваль с участием местных групп и исполнителей — «Because Of The Beatles».
На поляне, рядом со скульптурой, находится арт-объект — «Очки Джона Леннона».
Около художественной галереи, расположенной рядом с памятником, установлен пятиметровый мольберт с копией картины В.И. Войчишина «Земляничная поляна. «Джон Леннон». А внутри здания выставляется ещё одна работа автора — «Женское начало».
Как добраться
После того, как вы свернёте с Чуйского тракта и минуете мост через Катунь, вы доезжаете до перекрёстка и поворачиваете налево в сторону Талдинских пещер. Проехав 90 метров, вы сворачиваете налево и паркуетесь через 20 метров у магазина или у галереи. На поляне за зданиями, на расстоянии чуть больше 100 метров на юго-восток, находится скульптура.
Описание
Дорожка, ведущая к памятнику, выложена бутовым камнем из с. Точильное. По замыслу скульптора, она, в сочетании с круглой площадкой в середине поляны, должна символизировать банджо — первый музыкальный инструмент, на котором Джон Леннон научился играть, благодаря своей тёти Мими Смит.
Памятник выполнен «в одну натуру» из алтайского серого мрамора. Высота скульптуры вместе с постаментом — около 3 метров.
Одежда Христа, в которую облачён Джон Леннон — глубоко символична. Когда в марте 1966 года Джон Леннон высказался: «Сейчас мы более популярны, чем Иисус; я не знаю, что исчезнет раньше — рок-н-ролл или христианство», в США разразился скандал. Жители юга страны начали жечь пластинки, прекратилась трансляция песен группы.
Этот исторический эпизод явился причиной изображения музыканта в рубище. Тем не менее, В. Войчишин отмечает: «Я не придумал ничего, и не оскорбляю ничьих религиозных чувств. Это — всемирное выражение Джона Леннона. Все битломаны это знают».
Именно ответную реакцию американской публики на это заявление отражает расплавленная пластинка со звукосъёмной головкой, на которой стоит Джон Леннон.
За головой певца нимб, на котором написано «Imagine» — представьте, вообразите. Название знаменитой песни Джона Леннона. Это надпись — как бы обращение автора к зрителям: «Представьте, вообразите. Вот такая сюрреалистическая работа».
Справа от Джона Леннона стоит микрофон, вокруг стойки которого обвит гриф гитары, с оторванным ремнём. Вверху расположен эквалайзер, использующийся в прошлом для украшения звука. Рука Джона Леннона как бы прижата к скале. Снизу к фигуре приник большой, размером с полметра, жук-скарабей — один из самых почитаемых символов Древнего Египта.
Изображение скарабея — обращение скульптора к исторической игре слов «Beetles» и «Beatles». Первое переводится как жуки, а второе — связано со словом Beat. Этот момент также известен всем почитателям творчества группы.
С обратной стороны В. Войчишин решил сделать фрагмент белого рояля «Steinway&Sons» (Германия), на котором Джон Леннон исполнял песню «Imagine», полный текст на английском которой отгравирован на листе бумаги, расположенным над клавиатурой. Этот исторический рояль в 2000 году был приобретён на аукционе за 1,67 миллиона британских фунтов музыкантом Джордж Майклом.
Клавиши рояля, охватывая большой, в натуральную величину, барабан, на котором написано название группы «The Beatles», стекают вниз. Ещё один здоровый жук-скарабей катит этот музыкальный инструмент.
В левой части клавиатуры, на кирпичной треснутой кладке, прикреплена сюрреалистическая маска Йоко Оно. Половина лица её выполнена также в форме кирпичной кладки с трещиной. Йоко Оно была художницей-авангардисткой, внесла свой «вклад» в историю группы, в немалой степени повлияв на распад. Трещина — обращение автора к этой части истории группы. Кроме того, на маске Йоко Оно находится углубление, выемка, в которой нанесён иероглиф — иллюзии и фантазии.
Венчает композицию вверху, над роялем, огромная колонка, проткнутая камнем посередине, что отсылает нас к первому названию группы Quarrymen — рабочий каменоломни.
Вся скульптура установлена на гранитном постаменте высотой около 1,5 метров, с отшлифованными боковыми гранями. Справа прикреплена стилизованная плита из змеевика, на которой новосибирский мастер по камню Дмитрий Гаврютенко отгравировал — «Джон Леннон».
В 20 августа 2016 года на въезде, около галереи, был установлен новый арт-объект В. Войчишина — мольберт величиной 5,5 метра, на котором размещена увеличенная копия его картины размером 3х2,5 — «Земляничная поляна. «Джон Леннон». Мольберт изготовлен в г. Белокуриха, где живёт скульптор.
Картина выполнена в сюрреалистической манере. За основу взята знаменитая песня конца 1966 года — «Strawberry Fields Forever». «А вообще, Strawberry Fields — это был детский приют, куда Леннон бегал пацаном к бездомным ребятишкам».
Связи со скульптурой Джона Леннона нет. Оригинал картины, нарисованный акрилом, находится в мастерской художника. Оригинальный размер 1,4х1,4 м.
Сюжет картины прост. На деревьях, в которые вмонтированы часы, растёт земляника. Занавес перед нами открывается и за ним, на мольберте, мы видим портрет Джона Леннона из «Белого альбома». Вдалеке стоит гитара. Справа от мольберта — рояль без крышки. На одном из его углов, в бильярдной лузе, как шар, лежит земляника.
Рядом с роялем, на вертеле костра, напополам срезанная ягода.
Совсем недавно, 17 октября 2016 года, поляна Джона Леннона была дополнена отдельным арт-объектом — «Очки Джона Леннона», 1,5х3,5 метра. Автор идеи — Алексей Репин, изготовитель — Сергей Нестеров.
История
Скульптура была изготовлена в Барнауле в 2012 году, в то время, когда В.И. Войчишин подолгу и в течение около двух лет, жил в Англии. Он побывал в Ливерпуле, в том месте, где образовалась группа, посетил ливерпульский клуб Cavern.
А поскольку музыка «The Beatles» была связана с детством и юностью В. Войчишина, то он решил сделать скульптуру, отражающую одного из основателей группы — Джона Леннона.
Так получилось, что в мастерской оказался кусок серого, алтайского мрамора. И хотя, по мнению скульптора, камень был маловат по объёму, он приступил к работе…
Скульптура в готовом виде простояла два года.
В это время продвигалась идея В. Войчишина открытия на «Бирюзовой Катуни» центра Н.Рериха, где планировалось выставлять картины…
Предыстория идеи такова. Когда было открытие памятника Рериху на Бирюзовой Катуни, В. Войчишин предлагает построить вышеназванную галерею. Два этажа, приблизительно по 400 м2 каждый. Он озвучил идею губернатору, А.Б. Карлин её поддержал. Скульптор нашёл инвестора, своего друга детства.
И тут началось… Это была целая эпопея. То проект не такой, то проблемы с согласованием. Были две каких-то ООО-шки, плюс люди в Москве, связанные с ОЭЗ. Минэкономразвития вообще не давали никакой инициативы резидентам. Проект стеклянной галереи Рериха исполнил Сергей Нестеров. А потом Минэкономразвития вообще замудрило, не стало давать название, переиграло и сделало галерею «Простор»...
Решили так, что это будет просто художественная галерея и в ней будут выставлять картины все местные художники.
И тут, чуть ли не экспромтом, В. Войчишин и С. Нестеров решают поставить скульптуру Джона Леннона на территории галереи. Вначале хотели разместить её вовнутрь, но, по мнению скульптора, она там бы потерялась. Для неё был необходим «воздух» и прочее. Было принято решение установить Джона Леннона на поляне за галереей.
В. Войчишин долго мучился делая ландшафтный дизайн. В итоге всё было выложено бутовым камнем.
Интересная история вышла с подставкой под скульптуру. Вначале её вылили в бетоне и обложили бутовым коричневым камнем. И тут В. Войчишин обнаружил, что скульптура не смотрится, теряется, не вписывается. Смотрится по кустарному. Сочетание с камнем не получилось.
В итоге убрали всё, что было сделано, и заказали выпилить гранит в с. Ая. Полировал боковые стороны камня В. Войчишин на месте. Всё пришло в гармонию, стало смотреться. На территории установили незримые колонки, из которых постоянно транслируются песни «Beatles». На зиму скульптура запечатывается, чтобы не было влаги и трещин.
20 августа 2014 года скульптура была официально представлена для средств информации, а её открытие приурочено к году Великобритании в России. В этот же день состоялся концерт, на котором музыканты нескольких городов исполнили песни «The Beatles». Концерт послужил отправной точкой для проведения на этой поляне в следующие года рок-фестиваля.
А в художественной галерее, открытой 25 августа 2014 года, сегодня проходят выставки. Кроме того, многие картины закупаются. Директор галереи — Ольга Васильевна Нестерова. Приобретены портреты и пейзажи алтайских художников. Есть портеры В. Шукшина, В. Рождественского и других известных людей, роспись акварелью по шелку, копии петроглифов и пр.
В итоге получился неплохой, уютный уголок: художественная галерея, Джон Леннон, Николай Рерих. Есть культурная составляющая. В отличие от других особых экономических зон — плохая, хорошая, но есть…
Разное
После того, как на Алтае была установлена скульптура Джона Леннона, в Москве сразу отреагировали и решили поставить ему памятник. Но Московская гордума запретила.